Пятница, 19.04.2024, 20:43 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 4
Гостей: 4
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Разгадывая тайны [25]
Царева вотчина на Мокше
Краеведение [92]
Все о нашем крае
Главная » Статьи » История » Краеведение

Духовная жизнь города

Во второй половине XVI века, буквально по следам русского войска, разгромившего Казанское ханство, через Шацкий, Арзамасский, Темниковский и Алатырский уезды, населенные мордвой, в «порайскую землицу устремились монахи крупных монастырей центра»223, спеша захватить лучшие угодья. На мордовских землях оседали представители московских Новоспасского и Чудова, подмосковных Троицко-Сергиева и Савво-Сторожевского, нижегородского Печерского и других монастырей.
Вдоль судоходных рек Цны и Мокши, поблизости от больших дорог и городов – крепостей, возникали новые монастыри. Правительство нацеливало их на миссионерскую деятельность, жаловало разнообразные доходные статьи, защищало от столкновений с местным населением. Для большего успеха «… мордовские села стали раздавать монастырям в той надежде, что духовные власти ревностнее позаботятся о крещении мордвы, чем служивые люди»224.
Монастыри содействовали распространению на мордву обще русских феодальных порядков.
С увеличением населения в восточной части Темниковского уезда, из которой в XVIII веке образовался Краснослободский уезд, возникла 11 монастырей и пустынь.
Самый крупный из них – Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь располагается на берегу Мокши, в пяти верстах от Дворцовой Красной Слободы.
Об основании Спасо-Преображенского монастыря известно из грамоты патриарха Никона от 6 августа 1655 г, на которую ссылаются историк – краевед И.Беляев и более поздние исследователи. Она, т.е. грамота, дана по челобитию «…крестьян Красной Слободы Андрюшке Агапитова с товарищи и всяких чинов людей»225В ней говориться, что «вверх по реке, в большом лесу на берегу Мокши есть пустынка, а в ней живет черный старец Дионисий», а так как «во всем Краснослободском присуде близко нет монастыря, где бы изнемагаючи к смерти по русскому обычаю могли постричься в монахи», То патриарх «благословить велел в той пустынке воздвигнуть церковь во имя Преображения»226.

Общий вид Краснослободского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Фото 1912 года.

Церковь была построена в 1656 году. Никон подписал грамоту на построение церкви с условием, «чтоб главы на той церкви были круглые, а не островерхие»227.
Еще до построения церкви, «в 1652 году, богатый крестьянин Путилко Баженов дал денег на постройку обители и закрепил за будущей обителью все свои оброчные статьи, которыми он владел «под городом»228.
Из монахов этого монастыря пользовался известностью старец Герасим, основатель пустыни по Рябке, - впоследствии игумен Спасо-Преображенского монастыря. Это о нем пишет Г.Петерсон «…святыней монастыря почитается могила с останками бывшего настоятеля обители и дивного подвижника иеромонаха Герасима»229.
Первым известным настоятелем был монах Арсений (1676-1680 гг.). Монастырь быстро рос. В писцовых книгах 1682 года «за монастырем записаны сенные покосы, бортные урожаи и рыбные ловли по реке Мокше, Парце и Черной, граничившие с дворцовыми селами Плужное и Новый Усад»230. Еще в 1670-х годах монастырь получил на оброк пустующую церковную землю в селе Шенино « – пашню и луг, за что ежегодно платил 2 рубля оброка.»231. Эта земля была закреплена за ним во время Генерального межевания.
Отношения монастырей с соседями – крестьянами не всегда были безоблачными. В начале 1680-х годов Герасим жаловался на вырубку бортных деревьев, утрату сенокосных полянок, захваченных государственными крестьянами села Тенишево. В свою очередь крестьяне села Тенишевские Гумны Иван Тимофеев и другие жаловались на несправедливое завладение братией «тяглою пашней на 60 четвертей неведомо по какому случаю»232. Грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей от 24 марта 1687 г. в Красную Слободу предписывала стольнику С.И.Украинцеву повести следствие. После разбирательства в 1690 году спорные земли были закреплены за монастырем.
В1680 году монастырь получил из неокладных доходов Красной Слободы на каждого старца (их было 30) по рублю, четверти ржи и четверти овса. За тем выдачу хлеба заменили деньгами: ежегодно выплачивалось 43 рубля 16 алтын 2 деньги233. В1702 году игумен просил у Петра I возобновить выдачу хлебного и денежного жалования за 1699-1702 гг., чтобы старцам «голодною и студеною смертью не умереть»234.
В ответ монахам была пожалована земля «мерой вдоль и поперек за версту поросшая лесом, под дворовую усадьбу, огород, гуменник и на животинный выпуск»235.
Во время секуляризации земля за монастырем была сохранена. В конце XVIII века в Краснослободском уезде за ним числилось около 1292 десятин, в том числе пашни – 28, сенных покосов – 48, леса – 1175, а также «мукомольная мельница о двух поставах на реке Рябка»236. Свои рыбные ловли на реке Мокша возле сел Девичий Рукав и Пурдышки монахи отдавали в пользование крестьянину села Пурдышки Федорову за 18 рублей в год.
Жизнь в обители тянулась монотонно и однообразно, пока в 1793 году настоятелем монастыря не стал иеромонах Геннадий. По выражению И.Беляева, новый игумен «повел монастырь сильной рукой, и на монастырь полился золотой дождь»237. Сын богатого купца Геннадий вложил в Спасову обитель 20 тысяч, будучи его настоятелем.238 Он часто ездил в Москву и получал от благотворителей по 10 – 11 тысяч рублей. Два года спустя, в 1795 году, развернулось строительство. Вместо 18 ветхих деревянных келий, обнесенных забором из хвороста, «явился каменный четырех угольник, состоящий из корпусов и башен»239. В 1804 и 1817 гг. было завершено строительство колокольни, стен, башен, гостиницы и хозяйственных построек, частично сохранившихся до наших дней.

Монастырская церковь во имя Казанской Божьей Матери. В одном из её приделов
семейный склеп Севастьяновых. Уничтожена временщиками в 1953 году.

Одной из святынь монастыря, о которой упоминает Г.Петерсон, была «Казанская икона Царицы небесной древнегреческого письма»240.
Монастырское кладбище было местом захоронения знатных горожан. Здесь был похоронен почетный гражданин Краснослободска купец И.М.Севастьянов (1771-1850), который после пожара в 1817 года вложил в восстановление города свои личные средства, за что был награжден правительственной золотой медалью.

Располагающийся в живописной местности Спасо-Преображенский монастырь и в современном состоянии является одной из жемчужин зодчества края.
Одним из монастырей города, располагавшимся на юго-западной окраине Краснослободска и возникшим в конце XVIII века являлся Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Данные об этом монастыре - работе И. Голубинского «Иоанно-Предтечев монастырь в Краснослободске», напечатанной в Пензенских Епархиальных ведомостях за 1904 год, номер 11 – 12. Голубинский дает описание расположения монастыря: «…расположен на том месте, центр которого занимает ныне Смоленский храм»241. Монастырь был построен не позднее 1699 года. Почин в основании монастыря принадлежал жителям Краснослободска. И.Голубинский проводит в своей работе часть грамоты патриарха Адриана. «…на купленных местах по крепостям утвержден монастырь по челобитию всяких чинов Краснослободских жителей»242. Он дает и сведения и о первом настоятеле монастыря «…основателем … был архиерей Иосиф»243 который управлял монастырем с 1700 по 1709 год. Ранее он был в Ярославском Спасском монастыре – в том самом, где в 1788 году А.И.Мусин-Пушкин приобрел сборник с «Хронографом» и текстом «Слова о полку Игореве»244.
Основные сведения о Предтечеве монастыре сохранились благодаря записям, сделанным Иосифом на полях принадлежащего ему «Хронографа», завещанного им монастырю245. Это – подробная опись движимого и недвижимого церковно-монастырского имущества, библиотеки и архива. Поводом для ее составления послужило разбойное нападение на монастырь в марте 1703 года, когда нападавшие унесли дорогие оклады и жемчуг с икон, посуду, платья и «рухлядь» из сундуков. По этому поводу в 1704 году архимандрит ездил в Азов бить челом губернатору И.А.Толстому о назначении следования.
Кроме «Хронографа» аналогичные записи были сделаны Иосифом еще в четырех книгах: Евангелии 1697 года, Большом требнике Петра Могилы в 1646 года Маргарите 1698 года и Триоди постной. В начале XX века они хранились в Смоленском соборе. Спасо-Преображенскому монастырю он оставил в дар Октоих и полный комплект Миней месячных, также подписанных на полях246.
Из источников видно, что имел пахотной земли на реке Рябке 250 четвертей и сены е покосы в лесу на 500 копен (всего 425 десятин). Поблизости у него было не менее 4-х дворов, купленных и вкладных, с огородами и усадьбами. Упоминается также скотный двор, 2 яблоневых сада на 2200 деревьев «… 7 ульев с пчелами и 20 без пчел»247. В надписях весьма подробно описывается разница, утварь церковная и особенно содержание книгохранилища монастыря. Большинство книг поступило от «первоначальника, архимандрита Иосифа, а некоторая часть – от подьячего приказу большого дворца Рапася Русинова по родителям его, имена их писаны в пожертвованной им ленте»248.
Всего в книгохранилище было 78 томов. Из них «священного писания – 2, богослужебных – 41, полнобогослужебных – 6, канонических – 2, религиозно-нравственного содержания – 10, исторических – 2, учебных – 7 и одна опись имущества»249.
Своим приемникам Иосиф рекомендовал усиленно разводить для продажи скот, чтобы на вырученные деньги нанимать работников. Заслуживают внимания и упомянутые в описи средства самообороны от нападения на монастырь: сайдаки со стрелами, 2 копья, 3 бердыша и ружье-самопал с запахом пороха.
В 1764 году монастырь был закрыт, братия была переведена в другой монастырь.
Рядом с Предтеченским находился Покровский женский монастырь, там, где потом были усадьба и дом городского головы И.М.Севостьянова. Основан во второй половине XVII века, около 1672 года.

О нем известно немногое. Монастырь «довольно благоустроен, монахини получают по 24 рубля в год царского жалования»250. По выписи 1682 года за монастырем числилось в урочище Мокшанов Угол 170 десятин земли «в том числе 120 десятин пашни и 50 десятин сенных покосов»251. Монастырю выдавалось также 36 рублей. В 1764 году был закрыт в Покровский монастырь, монахини переведены в Пензенский Троицкий женский монастырь.
В 10–12 верстах от Краснослободска, на реке Рябке, располагалась «Успенская Рябкинская мужская пустынь». По преданию она была основана около 1710-1713 годов «старцем Изосимой с братией»252. Считалось, что она была бедной. Храм был бедный, захудалый, не было даже собственного священника, а служил ««белый поп» с дьячком и пономарем»253. Однако она имела землю. Из определения Берг-коллегии от 1722 года, выданного заводчикам Миляковым, видно, что они в 1719 году выстроили железноделательный завод на реке Рябке «на наемной земле – Рябкинской пустыни казначея Зосимы с братией»254.
В 1764 году монастырь был закрыт, церковь сделалась приходской (село Рябка – церковь Успение Божьей матери, с пределами Архистратига Михаила и Николая Чудотворца), а монахи были переведены в Наровчатский Троицкий Сканов монастырь. Кроме того, в уезде с первой половины XVIII века было еще несколько мелких монастырей и пустынь: Починковский, Рождественский, Богородско-Казанский. В Троицком остроге – Преображенский мужской, Успенский женский, Введенская пустынь, Предтеченская пустынь.
В полуверсте от города на левом берегу Мокши располагался Краснослободский Успенский третьего класса общежительный монастырь. Основан в 1860 году. Наиболее полные данные о монастыре дает И.Беляев в книге «Краснослободский женский монастырь», изданной в Пензенской губернской типографии в 1878 году. Одновременно эта работа была напечатана и в Пензенских Епархиальных ведомостях (№ 24 за 1878 год). Беляев рисует внешний вид монастыря: «…по одну сторону – низенький решетчатый камены забор с воротами посередине, … по другую – овраг суходол… от монастыря до города не более полуверсты»255.

Общий вид Краснослободского Успенского женского III класса общежительного
монастыря.С лева: Петропавловская церковь, кладбищинская, Успенская, Вознесенский Собор и домовая церковь во имя Александра Невского. «В истории Успенского монастыря автор выделил четыре периода жизни. Сначала это было богадельня ведомства епархиального начальства (1810-1812 гг.), потом богадельня гражданского начальства (1812-1825 гг.), затем Успенская кладбищенская богадельня «введения попечительства о бедных духовного звания (1825-1861гг.)» и, наконец, монастырь256. Монастырь строился постепенно, в 1834 и 1847 гг. была окончена каменная ограда, построены 2 каменных корпуса, 4 деревянных флигеля, скотный двор, деревянная гостиница для приходящих богомольцев. В 1861 году община была переименована в монастырь. И.Беляев подробно описывает внутренние строения монастыря: «жилые здания… представляют продолговатый прямоугольник – от востока к западу в 60сажен, а от севера к югу в 62 сажени (сажень – мера длины, равная 213,36 сантиметра)»257. Все каменные здания, за исключением двух церквей - Успенский и Вознесенского собора, сохранились до настоящего времени. Сообщает автор и монастырской библиотеке: «едва ли стоит и говорит, так она бедна»258. В ней находилось 52 книги, в том числе 18 богослужебных разного названия.

Успенский монастырь. В центре-Вознесенский Собор.Из уничтоженных церквей временщиками был построен «общий двор» в колхозе им. Кирова.

При монастыре было училище для девочек-сирот. Оно было открыто в 1872 году и обучалось там 10 девочек.
Монастырь имел свою хозяйственную структуру. Основной источник существования – земля и пожертвования, хотя Беляев утверждает, что «средства содержания… - труд и работа»259. Количество земли по разным источникам различно: Беляев называет 500 десятин, М.Москаев, - автор статьи «Монастыри Мордовии», напечатанной в «Мордовии» № 276-277 за 1-2 декабря 1990 года, ссылаясь на книгу «Православные монастыри Российской Империи» Москва, издательство Ступина, 1908 года, дает другую цифру – 678 десятин земли. Я полагаю, что последняя цифра наиболее вероятна, поскольку с момента выхода работы Беляева прошло более 30 лет. У монастыря были процентные бумаги, которые были пожертвованы гражданам, их было немного, как считает Беляев «… всего на 1500 рублей, эти бумаги дают в год 88 рублей 50 копеек»260.Он же указывал годовой доход «…весь нормальный годовой доход можно определить в четыре тысячи рублей »261.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что монастыри сыграли известную роль в развитии культуры, осуществляли освоение новых земель, являлись крупными оборонительными центрами. В них переписывались книги, выводились новые сорта плодов, развивалось хоровое пение, живопись, архитектура262.
Однако, несмотря на неполноту сохранившихся источников, видно, что монастырские власти всегда стремились расширить свои земельные владения. Она поглощали вотчины слабых собратьев, захватывали общинные земли, выпрашивали, а правительства новые пожалования и денежные подачки. В то же время об освоение угодий, развитии хозяйства, производстве товарных ценностей монахи заботились мало, поэтому их хозяйство носило главным образом консервативный характер. Основную долю доходов составляли специфический церковный доход, денежные и хлебные пожертвования благотворителей, денежная рента, таможные сборы.… В хозяйственном освоении края монастыри большой роли не играли, зато способствовали вытеснению мордвы с ее исконных земель.
В XIX веке город украшали 6 каменных церквей, радуя глаз своими совершенными формами. Часть из них можно увидеть на известной фотографии «Вид Краснослободска с юго-восточной стороны». Церкви были «привязаны» к местности, составляя единый архитектурный ансамбль города.

Рисунок с гравюры XIX века. Общий вид Краснослободска.

Когда же была построена в Слободе первая церковь? Сколько и было, как они выглядели? На эти вопросы можно получить ответы в бесценных работах И.Беляева, И.Голубинского, Н.Соколова, Г.Петерсона. Вполне вероятно, что «церковь была Троицкая. Время ее построения определить очень трудно, но есть предположение, что церковь (собор) строилась вместе с крепостью»263. Во всяком случае, считает Н.Соколов, «соборный храм был построен не ранее начала XVII века и не позже 1927 года»264. Еще раньше Соколова эту точку зрения высказывает И.Беляев. Оба исследователя ссылаются на «Писцовую книгу» Федора Малого. Впрочем, есть и вторая точка зрения на основания Троицкого собора: «между 1613-1614 гг. построена Троицкая церковь»265. Эта точка зрения основана на записи в типиконе, где написано полууставом: «осветися храм Троицкий»266.
Соборная церковь была деревянной. Между 1655-1682 гг. рядом была построена Ильинская церковь. Она служила теплой церковью при соборе. Гораздо позже, в 1763 году, указом Тамбовской Духовной консистории этот придел был отделен от собора «с причислением к нему особого прихода»267. Постепенно, из-за тесноты, Ильинская церковь выноситься из крепости и из нее образовалась Благовещенская церковь.
Вместо Ильинской церкви в 1765 году была построена при соборе новая теплая деревянная церковь по просьбе воеводы в честь Божьей Матери Живоносного источника. Таким образом, до построения нового соборного храма в конце XVIII века было три соборных храма: Троицкий, Ильинский и Живоносного источника. Каждая из этих церквей была деревянная, они, как отмечал Н.Соколов, «не отличались архитектурой, просуществовав до конца XVII века, когда были заменены одним каменным »268.
В 1780 году заводчик Миляков строит на свои средства соборную церковь. Построение собора продолжалось более 5 лет, он был построен в 10 саженях от прежних церквей. Деревянные церкви с построением собора приходят в запустение и были разобраны в 1790-х годах. Троицкая была продана в село Селищи, а церковь Живоносного источника – на кладбище в город Троицк. По окончании строительства собора «поручено было настоятелю Краснослободского Спасского монастыря иеромонаху Досифею освятить построенный при соборе каменным зданием двухпридельная церкви»269.
Собор постепенно перестраивался, а после пожара в 1817 году, когда сгорел почти весь город, он подвергался некоторым переделкам: «был переделан купол церкви, прежняя колокольня разобрана и построена новая»270. В 1829 году да придела были упразднены. Вполне вероятно, это было сделано в следствие тесноты алтаря, и собор расширяется за счет приделов.

У Милякова не было детей, и он вылил всю душу, выказал свой глубокорелигиозный и эстетический вкус в постройке этого храма, соборную церковь он хотел оставить памятником своей угасающей фамилии271.
После этой перестройки собор просуществовал около 80 лет. Жители города были довольны и лестно отзывались о нем: «церковь Живоначальной Троицы с пределы ко вмещению приходских людей способна, благолепием украшена не худо»272.
Со временем собор не ремонтировался и стал приходить в негодность: протекала крыша, это сказалось на фресках. В 1862 году по указанию архитектора Елецкого строители составили смету, на основании которой для постройки церкви потребовалось 12183 рубля 75, ½ копейки.
Начатая в 1862 году перестройка была закончена в 1866 году. В 1875 году обветшавшая колокольня была разобрана до нижнего яруса и построена в 2 новых яруса, приобретены были часы на колокольню, а в 1881 году отлит колокол в 500 пудов.273
К концу XIX века собор представлял длинное (20 сажен длины и 12 ширины) каменное здание, построенное равносторонним греческим крестом. Здание одноэтажное, «стены выкладены все сплошною кладью из кирпича, в них связи железные»274. Кровля на сводах дуговая, двухскатная из листов железа. Свод венчали 5 глав, на каждой деревянный, обитый жестью крест; колокольню венчал железный позолоченный крест.
Кроме Троицкого собора Миляковы построили в городе каменные церкви: «Покровскую, Благовещенскую, Смоленскую и Владимирскую, а в уезде – Ефаевскую (1772 год), Аракчеевскую (1767 год).275
В северо-западном углу нижней базарной площади располагалась Смоленская церковь. Интересна история ее создания. Известно, что была построена она на месте упраздненного в 1764 году Иоанна-Предтечево монастыря.
В самом монастыре были 2 церкви: во имя святого пророка Иоанна Предтечи и в честь Богородицы.
Церковь Предтечи Иоанна была деревянная, однопрестольная. О времени ее построения известно, что «начало ее построения, совпадает с основанием самого монастыря…одной грамотой патриарха Адриана утвержден и монастырь, и благословлено построение церкви»276. Я полагаю, что застроена она была не позднее 1699 года, а закончена в 1701 году. Это подтверждается указом от 31 января 1701 года, где говорилось: «велено мне, архимандриту Иосифу, освятить церковь Предтечева монастыря и тогда освятил ея»277.
Вторая церковь – Богородицы – была основана в 1709 году. О ней имеются данные: «еще в 1709 году в 18-ый день по указу Великого Государя меж патриаршества благословил Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский… построить церковь во имя Присвятые Богородицы».278
Эти 2 деревянные церкви постепенно ветшали. Андрей Тарасович Миляков дал необходимые деньги и «в 1772 году на место сей ветхой церкви был построен новый каменный храм, который (в первые годы) именовался церковью Иоанна Крестителя»279. И так она сохраняет это название, а с 1777 года получает и второе название – Смоленская. Название это было дано по иконе Смоленской Божьей Матери.

Вид Смоленской церкви со стороны улицы Малая Пензенская ( Коммунистическая)

Таким образом, можно предположить, что холодный каменный храм был посвящен Богородице, в честь ее иконы. Престол в честь ее сделали главным, а Иоанна-Предтечи – второстепенным, в приделе. Церковь же получила официальное название Смоленской, в простонародье называлась Предтеченской. Церковь перестраивалась и к 1848 году была окончательно перестроена. В 1893 году вокруг церкви была устроена каменная ограда с железной решеткой.
Рядом со Смоленской церковью и Троицким собором располагалась Благовещенская. Именно эти чудесные архитектурные сооружения украшали город со стороны Прамы и Мокши. О Благовещенской известно немного. Она была построена на месте Ильинской церкви, которая была сооружена между 1655 и 1682 годами. До половины XVIII века Ильинская церковь не была отдельной. «Это была теплая церковь при соборе, …она не имела отдельной колокольни…»280. Затем она была вынесена из крепости и построена возле ее стены.

Благовещенская церковь и Троицкий Собор. Наместе уничтоженной временщиками
Благовещенской церкви был построен кинотеатр «Восход».

На Владимирской площади города находилась Владимирская церковь. В 1680 году на этом месте была построена вторая приходская церковь во имя Николая Чудотворца. Средства на церковь были собраны так: «пушкари и крестьяне Васька Гусев и Сидорка Григорьев подали прошение на разрешение строительства церкви»281. Постепенно деревянная церковь обветшала и «…в 1762 году Миляков вместо 2-х деревянных церквей Николаевской и Владимирской, что на Карьге, построил одну каменную во имя Владимирской Божьей Матери с приделом во имя Николая Чудотворца»282. К сожалению, о том, как выглядела, церковь мы не знаем, сохранилась одна фотография, где вдали виднеется купол этой церкви, но сама она скрыта другими зданиями.
Недалеко от пересечения улиц Большой Пензенской с Колемасовской находилась Покровская церковь. Первоначально она располагалась в Покровском женском монастыре и была, как и все постройки монастыря, деревянной. Год основания ее можно определить по надписи, сделанной в типиконе приходской Покровской церкви: «год основания в означенной надписи 1672-й, а год освящения церкви – 1675-й»283. Церковь была двухпрестольная – Покрова Богородицы и Николая Чудотворца. После упразднения монастыря в 1764 году церковь сделалась приходской и к ней «было приписано от Ильинской церкви 69 десятин и от Николаевской 9 десятин»284. После того, как она обветшала, была перенесена на другое место и возродилась в камне.
Около оврага, в конце Малой Саранской улицы, располагалась небольшая кладбищенская Петропавловская церковь. О ней известно очень мало, она выполняла весьма печальную миссию, поэтому в большинстве источников она именуется как «кладбищенская» и упоминается лишь в связи с сильным пожаром 1817 года, когда «церкви Соборная, Покровская, Благовещенская и Смоленская остались целы, но деревянная кладбищенская церковь сгорела вся…»285. После пожара на средства купца А.Д.Муромцева она была перенесена к будущему Успенскому монастырю и названа Успенской. Но, видимо, в архитектурном плане она была посредственной и, как мне кажется, поэтому в более поздних документах не упоминается.
На месте Успенского монастыря для богадельни в 1810 году строится церковь. Целых шесть лет тянулось строительство. Успенская церковь представляла собой две церкви, которые были построены в разное время и имели разную архитектуру.
И.Беляев проясняет ситуацию со временем строительства. Вероятно, в 1816 году была построена холодная церковь, а в 1820-1822 годах пристроена была к холодной церкви теплая с двумя приделами286. Церковка была очень маленькая, по форме – «равноконечный крест, имеющий по три сажени в длину и ширину… длина и ширина храма 9 квадратных саженей»287. Между двумя сторонами креста – 4 полуподвальные пристройки с окнами.
Эти пристройки, как отмечает Беляев, придают общему плану церковки вид звезды. Середина креста и его края увенчаны небольшими главами. Эта церковка была уникальна и в другом плане, в ней не было боковых дверей – северной и южной. Была только одна входная дверь, зато огромные боковые венецианские окна, занимающие те места, где бы следовало быть боковым дверям, придавали церковке вид фонаря.
Придельная церковь имела совершенно другой характер, это была, отмечает Беляев, «просто каменная пристройка – 43 аршина длины и 21 аршин ширины»288. Строители были небрежны, они даже не подняли пол на уровень с полом основной церкви. В 1854 году церковка перестраивается, венецианские окна превратили в боковые двери.

Успенский монастырь.В левом углу Вознесенский Собор.

Но Успенскому монастырю нужна была парадная церковь, и 1872 году закладывается Вознесенский собор. Купола собора частично видны на фотографии монастыря 1914 года. Судя по редкой фотографии, это было большое, красивое здание. К счастью сохранилось описание его, сделанное И.Беляевым: «длина его с алтарями 42 аршина, а до главного свода 30 аршин… под одну связь с собором – колокольня… вышина его до креста 65 аршин»289.
В 1882 году, когда собор уже функционировал, он был самой красивой церковью города, затмевая Троицкий собор. Наружный вид Вознесенского храма: «правильный прямоугольник с 5-ю главами и вызолоченными крестами»290. Здания монастыря прекрасно гармонировали с местностью и служили украшением города.
Итак, подводя итог рассказанному, можно говорить, что церкви города представляли собой историческую ценность. Но безжалостный, бесчеловечный эксперимент, который начался в октябре 1917 года в нашей стране, не обошел и наш город. Вместе с уничтожением генофонда края, уничтожалась и его духовная культура. Начинается интенсивное уничтожение церквей: Троицкий собор остается в виде одноэтажной постройки, где в конце 50-х годов основывается прядильно-ткацкая фабрика. Уцелевшие фрески закрашиваются известью, затем краской.
Благовещенская церковь уничтожается одновременно собором. Остается лишь колокольня, которую превращают в парашютную вышку, а когда нетрезвый инструктор разбивается, ломают и колокольню.

Судьба остальных церквей ужасна: они полностью уничтожены. Там, где они стояли, уже ничто не напоминает о них. Более того, временщики старались уничтожить и память о них, ни одно серьезное исследование о монастырях и церквях края, за исключением работ В.Б.Смирновой и Т.Н.Протасьевой, не появляется в это время.
В свих заметках мне не удалось собрать фактологический материал в том объеме, который позволил бы гораздо глубже узнать о прошлом края. Большую трудность представляет отсутствие архивных документов.
Где же те архивные источники, на которые ссылались в своих работах такие корифеи краеведения, как И.Беляев, Г.Петерсон, Н.Соколов, И.Голубинский? Очевидно, их уже не существует. Часть их была уничтожена «благодарными потомками». По-прежнему существуют и такие белые пятна: из целой плеяды архитекторов, построивших церкви города и уезда, известен лишь один Елецкий, перестраивавшие Троицкий собор. Где, в глубинах какого архива охраняться сведения о строителях Благовещенской, Смоленской, Владимирской церквей, Вознесенского, Троицкого соборов? Кто является автором уникальной Успенской церковки, той, которая была похожа на хрустальный фонарь? Известно, что деньги на постройку церквей были пожалованы и нашими купцами-меценатами: Миляковым, А.Д.Муромцевым, Абрамом и Петром Ненюковыми. Практически очень мало известно о судьбах И.Беляева, И.Голубинского, Г.Петерсона и других дореволюционных историков-патриотов своего города, благодаря публикациям которых мы и знаем о его прошлом. Безусловно, сейчас надо объединить усилия историков, краеведов, любителей старины для того, чтобы собрать материал всем миром.

Категория: Краеведение | Добавил: VETKA (30.01.2010)
Просмотров: 4064 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |