3 июля 1936 года Совет народных комиссаров СССР утвердил положение о ГАИ
Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Основными
задачами инспекции стали борьба с авариями на дорогах, контроль за
подготовкой водителей, разработка технических норм автотранспорта, его
качественный и количественный учет. Однако служба ГАИ начала зарождаться
гораздо раньше в недрах тех госструктур, работа которых была направлена
на предотвращение аварийности на автомобильном транспорте еще в 20-е
годы. О том, как она совершенствуется до сих пор, меняется работа
инспекторов и всей службы, накануне ее юбилея рассказал начальник
отделения ГИБДД В.Н.Богданов.
- Виктор Николаевич, сейчас лето,
абитуриенты выбирают будущую профессию. Возможно, кто-то захочет взять
пример и с вас - одного из ветеранов Гоставтоинспекции. Интересно, что в
далекие 70-е повлияло на ваш выбор?
- В школьные годы - художественные книги и
кинофильмы. Романтический ореол. Профессия сотрудника милиции вызывала у
меня большой, нескрываемый интерес, так что мне самому очень сильно
хотелось связать себя с автомобильным транспортом. В 1977 году поступил
в Московский автомобильно-дорожный институт. После его окончания был
направлен в распоряжение МВД РМ. Оттуда командирован в Краснослободский
РОВД, где и работаю до сегодняшнего времени. Безусловно, за время моей
службы Госавтоинспекция серьезно изменилась. Если раньше все документы –
технические паспорта, водительские удостоверения - выписывались
простыми чернилами, то сегодня все это делается на компьютерах. Служба
стала лучше оснащена в техническом плане. Она стала более мобильной.
Шагаем в ногу со временем. В поле зрения нашего постоянного внимания
самые разные параметры технических средств. Ведем измерение скоростного
режима, тонировки стекол и много другого, что необходимо для обеспечения
безопасности дорожного движения.
Тема с ситуацией на дорогах актуальна, как никогда.
Не зря она находится на контроле у Правительства и Президента РФ.
Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения подтолкнули власти к
кардинальным решениям. В 2004 году заработала федеральная целевая
программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012
годах». Под нее целенаправленно стали выделяться денежные средства.
Первое направление – воспитание законопослушного водителя, повышение его
правового сознания, пропаганда светоотражающих элементов,
предназначенных для одежды детей, возведение детских городков… Второе –
строительство пешеходных переходов, в том числе подземных, установка
новых светофоров, нанесение дорожной разметки… Третье –
совершенствование нормативно-правовой базы. Четвертое - повышение
эффективности системы оказания помощи пострадавшим в ДТП. Речьидет о
создании сети медицинских пунктов, которые могли бы своевременно оказать
медпомощь людям. Практика показывает: если медики приходят им на помощь
в течение первого часа, то есть шанс спасти пострадавшего, если позже,
то помочь уже не всегда получается. К слову, наша ЦРБ как раз одну из
современных автомашин «Скорая помощь» получила в рамках этой программы.
Пополнился новыми авто и наш парк. Если в 1982 году у нас на вооружении
была всего одна машина, то сегодня их пять, да и в ближайшем времени
ждем поступления автомобилей, оснащенных системой видеонаблюдения,
которая позволяет в процессе дорожного движения фиксировать нарушения и
иметь доказательную базу для привлечения виновников к ответственности. В
рамках вышеназванной программы у нас уже давно работают приборы
видеофиксации «Визир», «Арена», позволяющие фиксировать превышение
скорости и другие допущенные нарушения.
- Насколько мы все знаем из новостей, скоро
инспекторы вообще уйдут с дорог. И весь контроль будут вести
беспристрастные автоматические комплексы. Поэтому водителей будут
дисциплинировать, сдерживать уже другие факторы.
- Вы правы. Водителям придется менять свое
мировоззрение, сознание, отношение, в том числе и к сотрудникам ГИБДД.
Да и нам будет легче работать, под рукой всегда окажется доказательная
база. К сожалению, водители сегодня тоже стараются найти лазейки, чтобы
опорочить наших сотрудников, а с техникой не поспоришь. Дальнейшее
техническое оснащение подразумевает установку на аварийноопасных
участках видеокамер, которые и будут вести круглосуточное отслеживание
обстановки на дорогах и фиксировать нарушения Правил дорожного
движения.
- Виктор Николаевич, в рамках этой
программы шла и реконструкция объездной дороги вокруг Краснослободска.
Все мы видим очевидные изменения. Действие программы рассчитано до 2012
года. Главная ее цель – сокращение количества ДТП с пострадавшими по
сравнению с 2004 годом в 1,5 раза. Интересно, положительная статистика
сегодня уже просматривается?
- Безусловно, несмотря на стремительное увеличение
автопарка у населения всплеска ДТП нет. Судите сами. В 2004 году в
России погибло 34500 человек, а в 2010 – 26500. Что касается
Краснослободского района, соответственно 9 (59 ДТП) и 6 погибших (36
ДТП). Так что положительная тенденция имеется. А ведь дороги становятся у
нас все больше перегруженными. В час пик – пробки даже в нашем городке.
В 1984 году в личном пользовании краснослободчан
находилось 520 машин, а сейчас – 6625. Их стало больше, в том числе
благодаря программе утилизации старых авто. Так что парк автомобилей
«помолодел». Количество же ДТП колеблется в небольших пределах.
- Все это говорит о выполнении первого
пункта программы – повышении правового сознания водителей. На ваш
компетентный взгляд, за последние тридцать лет граждане, находящиеся за
рулем, изменились?
- Мое личное мнение – водитель сильно помолодел,
соответственно он стал более рискован. И если раньше у нас больше ДТП
фиксировалось по причине технических неисправностей автомобилей, сложных
дорожных условий, особенно по причине занижения обочины, то в настоящее
время на первом месте человеческий фактор – нарушение скоростного
режима, правил обгона, выезд на «встречку»… Налицо необоснованное
рискованное поведение на высоких скоростях. Оно подразумевает и тяжкие
последствия. В частности, вспомним ДТП 25 апреля, произошедшее на 81 км
автодороги Саранск-Н.Выселки. Два человека погибли, и двенадцать
пострадали. Можно ли было избежать этой аварии? Конечно, как и многих
других, например, с участием мотоциклистов. Был период – с 1984 по 1990
годы, когда наблюдался всплеск таких аварий. В настоящее время их число
снизилось, но они продолжают иметь место. Вот недавно мотоциклист в
с.Тенишево врезался в опору электропередач. Трагический случай. За рулем
мототехники – молодые люди, не имеющие навыков и водительского
удостоверения. В такой ситуации хочется напомнить взрослым: мотоцикл –
это не игрушка. Не стоит ее дарить лишь потому, что сын хочет
покататься. Помните о возрасте и безопасности своих чад. Покупайте для
них шлемы. Следите, чтобы дети не сажали на скутеры пассажиров. В общем,
воспитывайте грамотного, законопослушного водителя.
- Да, техника-техникой, а от
квалифицированности водительского состава, пассажиров, пешеходов зависит
многое на дорогах. И у вас кадры решают все!
- Вы правы, не устаревает былой лозунг. Многое в
нашей работе зависит от качественной подготовки сотрудников, а также их
честности и порядочности. В настоящее время в нашем отделении работают
19 сотрудников. Из инспекторов с большим опытом работы можно много
хорошего рассказать об А.И.Образцове и В.А.Колышкине. Пять лет назад к
нам пришел и А.В.Акимов. Зарекомендовал себя тоже с хорошей стороны. Из
сотрудников постоянно показывают свой профессионализм В.И.Шичавин,
С.А.Инюшин и В.В.Бесков, из инспекторов регистрационно-экзаменационной
службы – А.В.Яковлева и Н.Н.Кремчеева. Пользуюсь случаем, поздравляю
весь коллектив с 75-летием Гоставтоинспекции. Желаю всем крепкого
здоровья и благополучия в семьях!
|